СЕИТ-ЯГЪЯ КАЗАКОВ
АЛУШТА КРЫМСКОТАТАРСКАЯ
Алушта... Город у моря, жизнь которого связана с
сезонным многоголосьем и негой межсезонья, ласковым морем и обаянием природы, сегодняшним днем и богатой прошлым. О том
самом, историческом прошлом, в самом городе вспоминают мало, а история сегодняшняя имеет характер
разрушительной стихии, которую уже, видимо, не остановит никто. Об истории
коренного народа здесь теперь не принято говорить, а о самих крымских татарах и
их наследии в Алуште вспоминают лишь
тогда, когда надо показать «единство народов Крыма» в целях пропаганды. В этой
публикации хотелось бы рассказать об Алуште крымскотатарской, об истории, которую пытаются стереть из памяти старшего
поколения и спрятать от подрастающего.
Вчера
и сегодня
О том,
что Алуште более 14 с половиной веков, вспомнили в 2002 году, когда отмечали
столетие со дня присвоения статуса города, о котором гласил романовский
императорский указ. И праздник этот (при Украине) был больше посвящен этому
самому указу, а не истории нашего
города. Естественно, о крымских татарах и их роли в этой истории, умолчали не
только чиновники, но и крымские историки. В выпущенной к этой дате литературе,
лишь вскользь, упомянули об одном
государственном деятеле и массовой депортации крымских татар.
В коридорах научных конференций и вне новых изданий остались сведения о том,
что в прошлом, крымские татары составляли большинство Алуштинского района и не только могли влиять на общественные процессы, проходившие в городе, но и
руководили им.
В 1908
году в Алуште насчитывалось 409
владений, 143 из них принадлежали христианам, 247 владений – крымским татарам,
12 – евреям и 7 караимам. В результате выборов в городскую думу из числа
крымских татар в неё вошли поселянин Ибраим Курт-умер огълу, землевладельцы
Аджи Мустафа Габой, Гафар Умеров,
Мустафа Аджи Мамут, писарь Ибрыш Асанов, служащий Сеит-Ягъя Габой и староста городского управления (городской
голова) Мустафа Мурза Давидович. О городском голове Алушты мы уже рассказывали
в отдельной публикации, но некоторые факты следует напомнить.
Земельный участок М.Давидовича был сравнительно небольшой – около 2 гектаров,
но, несмотря на это, он безвозмездно передал городу 400 квадратных метров земли
для расширения улиц и строительства дороги. Также поступил один из богатейших
землевладельцев Алушты Аджи Эннан. Он
подарил городу землю для строительства дороги к высшему начальному училищу, тогда как другие землевладельцы не уступали свои земли
для городских нужд даже за денежную компенсацию. Активно участвовали в жизни
города и другие владельцы земли, такие
как Сеит Халиль Али огълу, Гафар Ибраим
и Сейдали Амет Чалбаш. Последний стал городским
головой после смерти Мустафы Давидовича
в 1915 году.
События
того времени позволяют нам сделать вывод
о том, что благодаря объединению землевладельцев-крымских татар вокруг
сподвижника и друга Исмаила Гаспринского Мустафы Давидовича, его умение примирить русскую и крымскотатарскую
элиты Алушты, позволило сделать прорыв, который привел к победе на
Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году, с
вручением серебряной медали за курортное строительство.
Эти исторические сведения удалось
получить лишь после возвращения крымских татар из депортации. Тогда же, в конце 90-х
годов прошлого столетия, возник вопрос о
восстановлении мусульманских культовых объектов. В Алуште была
возвращена верующим Верхняя Мечеть (Юкъары Джами) и остро встал вопрос восстановления на
прежнем месте Нижней мечети (Ашагъы
Джами). После акций неповиновения даже те, кто не желал слышать о крымских
татарах, приняли активное участие в
обсуждении требований по восстановлению мечети и стали интересоваться
историческим прошлым города. Тогда и появились некоторые исследования о
мусульманских культовых памятниках крымских татар.
Согласно справке «Историко-архивные сведения о
мусульманских культовых объектах центральной части Алушты», предоставленной
Алуштинским филиалом Крымского краеведческого музея, первые сведения о
мусульманах Алушты относятся к первой половине 16 века. В это время город
находился в составе Судакского кадылыка Кафинского вейялета Османской Империи.
По переписи тех лет (1520г.) из 157 семей, проживающих в деревне Алушта, всего
девять были мусульманскими. Этот факт подтверждает принадлежность наших предков другой религии,
так как в последствии это соотношение меняется на протяжении всего нескольких
десятилетий.
Сведений
о захоронениях мусульман того времени в
Алуште нет, но позже, в 1846 году, в альбоме литографий «Коллекция живописных
видов Крыма, снятых с натуры г-ном Гроссом», изданным в Одессе, появляется
документальное свидетельство о мусульманском некрополе. Это был рисунок с
изображением горки, где
располагались остатки башен генуэзской
крепости Алустон. У подножия её видна группа мусульманских каменных надгробий –
башташ, которые стоят хаотично и неровно, из чего можно предположить, что кладбище намного древнее литографии.
О
мечетях же, впервые было упомянуто в документе от 1833 года, который озаглавлен
как «Примерное исчисление на постройку мечети и минарета в Алуште из Бутового
камня», составленная архитектором Ф.Эльсоном, который проектировал многие
здания на южном берегу Крыма. Эта смета была рассмотрена строительным
комитетом, но выяснилось, что мечеть в Алуште «уже есть, выстроенная самими
татарами» и требуется «построить только минарет и сделать некоторые украшения в
мечети».
В том же
году, в Крыму побывал швейцарский путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере,
который спустя десять лет опубликовал свой капитальный труд. На одной из графических иллюстраций изображено приустье
речки Улу-Узень, на её левом берегу мусульманское кладбище и «небольшое
строение с четырехскатной крышей и двумя окнами». Исследователи из Алушты
предполагают, что это первое культовое здание Алушты Нижняя мечеть. Это же строение изобразил позже художник А.Шильдер в «Очерках Крыма» Е.В.Маркова, изданных в 1902 году.
Статистические данные за 1864 год подтверждают, что в деревне Алушта
были культовые сооружения: одна православная церковь и две мечети. Также в
городе, на территории земельного участка купца Стахеева, на берегу моря, в
восточной части Алушты, находился Азиз -
могила святого мусульманского праведника. Уже
позже, в документах о преобразовании деревни в городское поселение,
отмечается, что здесь числятся «две мечети и четыре татарских мектебе». В
«Путеводителе по Крыму» М.Сосногоровой, изданном в Одессе в 1880 году, можно прочесть такие
строки об Алуште: «Татарская деревня, с 753 жителями, расположена амфитеатром
между речками Демерджи и Улу-Узень или – как её называли греки – Месарли».
Очевидно, автор не совсем разобралась в топонимах, так как «месарли» это искаженное
крымскотатарское слово «мезарлык».
Именно так, до депортации крымских татар в 1944 году, называлось это место у
реки Улу-Узень, где и располагалась Ашагъы Джами.
В первом
путеводителе по Алуште, выпущенном в 1912 году, опубликован план города, где
отмечены обе мечети Юхары Джами
(верхняя) и Ашагъы Джами (нижняя). Также назывались и улицы – Верхнемечетская и,
соответственно, Нижнемечетская. Более поздние упоминания о Нижней мечети мы
находим в договоре от 30 декабря 1922 года, который хранится в одном из
крымских архивов. Сторонами данного документа выступают Алуштинский райисполком
и жители города, которым дается право
бесплатного пользования зданием мечети мусульманской общиной города.
Нет сведений о том, когда были построены
минареты к мечетям, но сохранились снимки, где минареты видны у каждой из
мечетей. Доподлинно известно, что после землетрясения 1927 года, здание Нижней
мечети было сильно повреждено, а минарет разрушен полностью. Последние
сохранившиеся захоронения на кладбище
вокруг Мечети были сравнены с землей уже в советское время, а
послевоенное строительство изменило и облик этой местности.
Но уничтожение
кладбищ, как оказалось, обычное дело не только для советской действительности.
В Алуште это началось еще в царские времена, когда решением местных властей, в 1904 году, на месте
кладбища, которое называли «митридатовским» за его древнее происхождение, был
построен базар (ныне центральный рынок). Газеты тех лет писали: «…все
надгробные камни расколоты, кости разворочены, земля вывезена на дорогу в
Козьмо-Домиановкий монастырь» и далее: «Базар… это очень остроумно и вполне в
духе 20 века – века экономического прогресса и отрицания кладбищ». К сожалению,
не смотря на иронию, эти слова оказались пророческими для всей последующей
истории города в связи с устройством рынка на автовокзале Алушты, где ранее также
находилось старое мусульманское кладбище. Прошло более ста лет, а уроки вековой давности до
сих пор не усвоены. Об этом свидетельствуют сведения историков и краеведов,
которые попытались осуществить анализ исторических процессов в истории города.
Исследователи истории Алушты, подготовившие
справку о мусульманских культовых сооружениях, затруднялись точно определить
местонахождение Нижней мечети, но вместе с тем, старались придать ей характер официального документа, ссылаясь
на который, чиновники всех мастей продолжили унижать
религиозные чувства мусульман. Из-за часто употребляемых выражений и слов,
таких как «возможно», «вероятно», «определить сложнее», «сложно выяснить»,
«примерно определить», «можно предполагать», «видимо», документ всеми подвергается
сомнениям. Но справедливости ради, следует сказать, что труд историков и
краеведов ценен для нас и заслуживает внимания, как первый документ об
исследовании духовно-исторического наследия крымских татар Алушты.
И еще
один факт. В справке приведены воспоминания старожилов города, среди которых ни
одного крымского татарина, несмотря на то, что в городе и сегодня живут люди, которые родились и выросли в
Алуште.
После
продолжительных дискуссий между крымскотатарской общественностью, руководством
города и бизнес-структурами, в город были приглашены работники Крымского филиала
Института археологии НАН Украины, которые провели археологические исследования,
результатом которого явилось определение месторасположения Нижней мечети и мусульманского
некрополя в районе автовокзала Алушты. Об этом - далее.
Проблема
была – проблема есть
Новейшая история Алушты началась в 1990 году с
появлением на центральной площади пикета крымских татар и их требованиями о
выделении земли. Это событие всколыхнуло весь Южный берег. Пикетчики (как они
себя называют до сих пор) вспоминают огромный плакат альтернативного митинга переселенцев и их потомков
(русскоязычных жителей Алушты) – «Ваша Родина – Монголия!». Затем был Дегирменкой, Красный рай и другие акции крымских
татар за возврат исконных земель.
Прошло
совсем немного времени и строительный
бум и продажа южнобережной земли, охватившие все курортные города Крыма, усилили
противостояние не только с крымскими татарами. Под лозунгами обустройства
курортных городов уничтожались заповедные ландшафты, целые массивы зеленных насаждений, скверы, культурные и духовные святыни.
Одним
из таких объектов «обустройства города» оказался земельный участок в районе
автовокзала Алушты, где ранее находилось мусульманское кладбище. Свою заинтересованность заявило ООО «Реверс»,
на протяжении длительного времени арендуемое этот участок, используемый под
рынок а также частное предприятие
«ГСК-2008». Крымскотатарская общественность продолжала настаивать на
создании сквера памяти на данном участке и даже предложило готовый проект с
памятным знаком. Игнорируя фактические
свидетельства старожилов города из числа
крымских татар, вышеуказанные организации требовали провести исследования на
предмет определения существования в этом месте мусульманского кладбища.
Несмотря на протесты крымскотатарской общественности, Алуштинский
городской совет принимает решение об археологических изысканиях (шурфовка), с
целью установления наличия или отсутствия каких-либо захоронений в районе
автовокзала (№ 232 от 14 апреля 2009 года). За
решением последовала работа археологов, которая принесла вполне ожидаемые
результаты.
Так
как, «историко-архивные сведения обнаружить не удалось», в отчете археологов
упоминаются воспоминания А.К.Жарикова, старожила Алушты, который
свидетельствует о том, что до войны в районе автовокзала функционировало
кладбище. Как и в прошлом случае с установлением места расположения Ашагъы
джами (Нижней мечети) воспоминания крымских татар игнорировались.
Несмотря на продолжавшееся
противостояние, обнаружить удалось все, что искали и даже более. «В шурфах №№ 3 и 4 (всего четыре шурфа) на
площади перед зданием автовокзала (а фактически возле здания (!) – авт.) выявлены остатки двух одиночных
захоронений. Оба костяка повреждены в результате земляных работ, которые
проводились при строительстве автовокзала… Имеющиеся кости очень плохой
сохранности, фактически раздавлены. Отсутствуют многие кости скелетов… Исходя
из положения скелета в шурфе №3, можно предполагать, что данное погребение было
совершено по мусульманскому обряду (лицо погребенного было повернуто на юг)».
Кроме этого в одном из культурных слоев на глубине 1,95 метра было найдено пять
фрагментов «коричнево-глиняного тонкостенного кувшина XV века».
В
заключении, которое подписал директор Крымского филиала института
археологии Национальной академии наук Украины, кандидат исторических наук Виктор
Мыц, отмечается также о том, что «выявленные погребения составляют часть
мусульманского некрополя новейшего времени» и что «границы и площадь некрополя
установить не удалось», для этого «необходимы дополнительные археологические
исследования».
Но
никому кроме археологов, дополнительных исследований не потребовалось и
проблема осталась без решения до настоящего времени. На данном участке продолжают торговлю
коммерческие структуры, увеселительные заведения, функционирует, возведенный
после вышеупомянутых изысканий, супермаркет. Создание на этом месте Сквера с
Аллеей Памяти стало «неактуальным» после известных событий в Крыму весной 2014
года. По-видимому, Указ президента России «О реабилитации крымскотатарского
народа», предполагает возвращение святынь народа только на бумаге. Согласно
нынешней государственной политике, не интересует этот вопрос и Муфтият Крыма,
который в предыдущие годы был активным участником этих процессов.
Анализируя ситуацию можно сказать, что и ныне земельная проблема
в Крыму продолжает традиции описанного выше периода, когда глава
украинского Рескомзема Николай Голубев озвучил то, что сегодня известно каждому
крымскому жителю. Еще в 2011 году он сказал: «Сегодня в России осуществляется
кампания – скупать все в Крыму. Россияне очень активно работают по скупке
корпоративных прав фирм… Покупают фирму подставные лица, имеющие статус граждан
Украины, но фактически она становится собственностью нерезидентов… Это и
сельхозземли и прибрежная полоса…». Все
сказанное было опробовано на примере Алушты, а Служба безопасности Украины и
другие силовые структуры со стороны наблюдали
за «общественно-политической и социально-экономической обстановкой в Автономной
республике Крым», приближая «русскую весну»...
Комментарии
Отправить комментарий