СЕИТ-ЯГЪЯ   КАЗАКОВ

            АЛУШТА КРЫМСКОТАТАРСКАЯ 



     Алушта... Город у моря, жизнь которого связана с сезонным многоголосьем и негой межсезонья,   ласковым морем и обаянием природы,  сегодняшним днем и богатой прошлым. О том самом, историческом прошлом, в самом городе вспоминают мало,   а  история сегодняшняя имеет характер разрушительной стихии, которую уже, видимо, не остановит никто. Об истории коренного народа здесь теперь не принято говорить, а о самих крымских татарах и их  наследии в Алуште вспоминают лишь тогда, когда надо показать «единство народов Крыма» в целях пропаганды. В этой публикации хотелось бы рассказать об Алуште крымскотатарской, об истории,  которую пытаются стереть из памяти старшего поколения и спрятать от подрастающего.

                                              Вчера и сегодня

        О том, что Алуште более 14 с половиной веков, вспомнили в 2002 году, когда отмечали столетие со дня присвоения статуса города, о котором гласил романовский императорский указ. И праздник этот (при Украине) был больше посвящен этому самому указу,  а не истории нашего города. Естественно, о крымских татарах и их роли в этой истории, умолчали не только чиновники, но и крымские историки. В выпущенной к этой дате литературе, лишь вскользь, упомянули  об одном государственном деятеле и массовой депортации крымских татар.
      В коридорах научных конференций  и вне новых изданий остались сведения о том, что в прошлом,  крымские татары  составляли большинство Алуштинского района и не только могли влиять на общественные процессы, проходившие в городе, но и руководили им.
     В 1908 году  в Алуште насчитывалось 409 владений, 143 из них принадлежали христианам, 247 владений – крымским татарам, 12 – евреям и 7 караимам. В результате выборов в городскую думу из числа крымских татар в неё вошли поселянин Ибраим Курт-умер огълу, землевладельцы Аджи Мустафа Габой,  Гафар Умеров, Мустафа Аджи Мамут, писарь Ибрыш Асанов, служащий Сеит-Ягъя Габой  и староста городского управления (городской голова) Мустафа Мурза Давидович. О городском голове Алушты мы уже рассказывали в отдельной публикации, но некоторые факты следует напомнить.
      Земельный участок М.Давидовича был сравнительно небольшой – около 2 гектаров, но, несмотря на это, он безвозмездно передал городу 400 квадратных метров земли для расширения улиц и строительства дороги. Также поступил один из богатейших землевладельцев Алушты Аджи Эннан. Он  подарил городу землю для строительства дороги к  высшему начальному училищу, тогда как  другие землевладельцы не уступали свои земли для городских нужд даже за денежную компенсацию. Активно участвовали в жизни города  и другие владельцы земли, такие как  Сеит Халиль Али огълу, Гафар Ибраим и Сейдали Амет Чалбаш.  Последний стал городским головой после смерти Мустафы  Давидовича в 1915 году.


       События того времени позволяют  нам сделать вывод о том, что благодаря объединению землевладельцев-крымских татар вокруг сподвижника и друга Исмаила Гаспринского Мустафы Давидовича,  его умение примирить русскую и крымскотатарскую элиты Алушты, позволило сделать прорыв, который привел к победе на Всероссийской гигиенической выставке в Санкт-Петербурге в 1913 году, с вручением серебряной медали за курортное строительство.
    Эти исторические сведения удалось получить лишь после возвращения крымских татар из депортации. Тогда же, в конце 90-х годов прошлого столетия, возник вопрос о  восстановлении мусульманских культовых объектов. В Алуште была возвращена верующим Верхняя Мечеть (Юкъары Джами)  и остро встал вопрос восстановления на прежнем месте  Нижней мечети (Ашагъы Джами). После акций неповиновения даже те, кто не желал слышать о крымских татарах, приняли  активное участие в обсуждении требований по восстановлению мечети и стали интересоваться историческим прошлым города. Тогда и появились некоторые исследования о мусульманских культовых памятниках крымских татар.
      Согласно справке «Историко-архивные сведения о мусульманских культовых объектах центральной части Алушты», предоставленной Алуштинским филиалом Крымского краеведческого музея, первые сведения о мусульманах Алушты относятся к первой половине 16 века. В это время город находился в составе Судакского кадылыка Кафинского вейялета Османской Империи. По переписи тех лет (1520г.) из 157 семей, проживающих в деревне Алушта, всего девять были мусульманскими. Этот факт подтверждает  принадлежность наших предков другой религии, так как в последствии это соотношение меняется на протяжении всего нескольких десятилетий.


      Сведений о захоронениях мусульман  того времени в Алуште нет, но позже, в 1846 году, в альбоме литографий «Коллекция живописных видов Крыма, снятых с натуры г-ном Гроссом», изданным в Одессе, появляется документальное свидетельство о мусульманском некрополе. Это был рисунок с изображением  горки, где располагались  остатки башен генуэзской крепости Алустон. У подножия её видна группа мусульманских каменных надгробий – башташ, которые стоят хаотично и неровно, из чего можно предположить, что  кладбище намного древнее литографии.
      О мечетях же, впервые было упомянуто в документе от 1833 года, который озаглавлен как «Примерное исчисление на постройку мечети и минарета в Алуште из Бутового камня», составленная архитектором Ф.Эльсоном, который проектировал многие здания на южном берегу Крыма. Эта смета была рассмотрена строительным комитетом, но выяснилось, что мечеть в Алуште «уже есть, выстроенная самими татарами» и требуется «построить только минарет и сделать некоторые украшения в мечети».
      В том же году, в Крыму побывал швейцарский путешественник Фредерик Дюбуа де Монпере, который спустя десять лет опубликовал свой капитальный труд. На одной из   графических иллюстраций изображено приустье речки Улу-Узень, на её левом берегу мусульманское кладбище и «небольшое строение с четырехскатной крышей и двумя окнами». Исследователи из Алушты предполагают, что это первое культовое здание Алушты  Нижняя мечеть. Это же строение изобразил  позже художник А.Шильдер  в «Очерках Крыма»  Е.В.Маркова, изданных в 1902 году.


     Статистические данные за 1864 год подтверждают, что в деревне Алушта были культовые сооружения: одна православная церковь и две мечети. Также в городе, на территории земельного участка купца Стахеева, на берегу моря, в восточной части Алушты, находился Азиз  - могила святого мусульманского праведника. Уже  позже, в документах о преобразовании деревни в городское поселение, отмечается, что здесь числятся «две мечети и четыре татарских мектебе». В «Путеводителе по Крыму» М.Сосногоровой, изданном  в Одессе в 1880 году, можно прочесть такие строки об Алуште: «Татарская деревня, с 753 жителями, расположена амфитеатром между речками Демерджи и Улу-Узень или – как её называли греки – Месарли». Очевидно, автор не совсем разобралась в топонимах, так как «месарли» это искаженное  крымскотатарское слово «мезарлык». Именно так, до депортации крымских татар в 1944 году, называлось это место у реки Улу-Узень, где и располагалась Ашагъы Джами.  
      В первом путеводителе по Алуште, выпущенном в 1912 году, опубликован план города, где отмечены обе мечети  Юхары Джами (верхняя) и Ашагъы Джами (нижняя). Также   назывались и улицы – Верхнемечетская и, соответственно, Нижнемечетская. Более поздние упоминания о Нижней мечети мы находим в договоре от 30 декабря 1922 года, который хранится в одном из крымских архивов. Сторонами данного документа выступают Алуштинский райисполком и жители города, которым  дается право бесплатного пользования зданием мечети мусульманской общиной города.
      Нет сведений о том, когда были построены минареты к мечетям, но сохранились снимки, где минареты видны у каждой из мечетей. Доподлинно известно, что после землетрясения 1927 года, здание Нижней мечети было сильно повреждено, а минарет разрушен полностью. Последние сохранившиеся  захоронения  на кладбище   вокруг Мечети были сравнены с землей уже в советское время, а послевоенное строительство изменило и облик этой местности.

    

   Но уничтожение кладбищ, как оказалось, обычное дело не только для советской действительности. В Алуште это началось еще в царские времена, когда решением  местных властей, в 1904 году, на месте кладбища, которое называли «митридатовским» за его древнее происхождение, был построен базар (ныне центральный рынок). Газеты тех лет писали: «…все надгробные камни расколоты, кости разворочены, земля вывезена на дорогу в Козьмо-Домиановкий монастырь» и далее: «Базар… это очень остроумно и вполне в духе 20 века – века экономического прогресса и отрицания кладбищ». К сожалению, не смотря на иронию, эти слова оказались пророческими для всей последующей истории города в связи с устройством рынка на автовокзале Алушты, где ранее также находилось старое мусульманское кладбище. Прошло  более ста лет, а уроки вековой давности до сих пор не усвоены. Об этом свидетельствуют сведения историков и краеведов, которые попытались осуществить анализ исторических процессов в истории города.
       Исследователи истории Алушты, подготовившие справку о мусульманских культовых сооружениях, затруднялись точно определить местонахождение Нижней мечети, но вместе с тем, старались придать ей  характер официального документа, ссылаясь на  который,   чиновники всех мастей продолжили унижать религиозные чувства мусульман. Из-за часто употребляемых выражений и слов, таких как «возможно», «вероятно», «определить сложнее», «сложно выяснить», «примерно определить», «можно предполагать», «видимо», документ всеми подвергается сомнениям. Но справедливости ради, следует сказать, что труд историков и краеведов ценен для нас и заслуживает внимания, как первый документ об исследовании духовно-исторического наследия крымских татар Алушты.

           И еще один факт. В справке приведены воспоминания старожилов города, среди которых ни одного крымского татарина, несмотря на то, что в городе и сегодня  живут люди, которые родились и выросли в Алуште.
  После продолжительных дискуссий между крымскотатарской общественностью, руководством города и бизнес-структурами, в город  были приглашены работники Крымского филиала Института археологии НАН Украины, которые провели археологические исследования, результатом которого явилось определение месторасположения Нижней мечети и мусульманского некрополя в районе автовокзала Алушты.  Об этом  - далее.

                           Проблема была – проблема есть                                             

     Новейшая история Алушты началась в 1990 году с появлением на центральной площади пикета крымских татар и их требованиями о выделении земли. Это событие всколыхнуло весь Южный берег. Пикетчики (как они себя называют до сих пор) вспоминают огромный плакат альтернативного  митинга переселенцев и их потомков (русскоязычных жителей Алушты) – «Ваша Родина – Монголия!». Затем был  Дегирменкой, Красный рай и другие акции крымских татар за возврат исконных  земель.


    Прошло совсем немного времени     и строительный бум и продажа южнобережной земли, охватившие все курортные города Крыма, усилили противостояние не только с крымскими татарами. Под лозунгами обустройства курортных городов уничтожались заповедные ландшафты, целые массивы  зеленных насаждений,  скверы, культурные и духовные святыни.  
         Одним из таких объектов «обустройства города» оказался земельный участок в районе автовокзала Алушты, где ранее находилось мусульманское кладбище.  Свою заинтересованность заявило ООО «Реверс», на протяжении длительного времени арендуемое этот участок, используемый под рынок а также частное предприятие  «ГСК-2008». Крымскотатарская общественность продолжала настаивать на создании сквера памяти на данном участке и даже предложило готовый проект с памятным знаком. Игнорируя  фактические свидетельства старожилов  города из числа крымских татар, вышеуказанные организации требовали провести исследования на предмет определения существования в этом месте мусульманского кладбища.




    Несмотря на протесты крымскотатарской общественности, Алуштинский городской совет принимает решение об археологических изысканиях (шурфовка), с целью установления наличия или отсутствия каких-либо захоронений в районе автовокзала (№ 232 от 14 апреля 2009 года). За решением последовала работа археологов, которая принесла вполне ожидаемые результаты.
     Так как, «историко-архивные сведения обнаружить не удалось», в отчете археологов упоминаются воспоминания А.К.Жарикова, старожила Алушты, который свидетельствует о том, что до войны в районе автовокзала функционировало кладбище. Как и в прошлом случае с установлением места расположения Ашагъы джами (Нижней мечети) воспоминания крымских татар игнорировались.
      Несмотря на продолжавшееся противостояние, обнаружить удалось все, что искали и даже более. «В шурфах №№ 3 и 4 (всего четыре шурфа) на площади перед зданием автовокзала (а фактически возле здания (!) – авт.) выявлены остатки двух одиночных захоронений. Оба костяка повреждены в результате земляных работ, которые проводились при строительстве автовокзала… Имеющиеся кости очень плохой сохранности, фактически раздавлены. Отсутствуют многие кости скелетов… Исходя из положения скелета в шурфе №3, можно предполагать, что данное погребение было совершено по мусульманскому обряду (лицо погребенного было повернуто на юг)». Кроме этого в одном из культурных слоев на глубине 1,95 метра было найдено пять фрагментов «коричнево-глиняного тонкостенного кувшина XV века».


   В  заключении, которое подписал директор Крымского филиала института археологии Национальной академии наук Украины, кандидат исторических наук Виктор Мыц, отмечается также о том, что «выявленные погребения составляют часть мусульманского некрополя новейшего времени» и что «границы и площадь некрополя установить не удалось», для этого «необходимы дополнительные археологические исследования».
       Но никому кроме археологов, дополнительных исследований не потребовалось и проблема  осталась  без решения до настоящего времени.    На данном участке продолжают торговлю коммерческие структуры, увеселительные заведения, функционирует, возведенный после вышеупомянутых изысканий, супермаркет. Создание на этом месте Сквера с Аллеей Памяти стало «неактуальным» после известных событий в Крыму весной 2014 года. По-видимому, Указ президента России «О реабилитации крымскотатарского народа», предполагает возвращение святынь народа только на бумаге. Согласно нынешней государственной политике, не интересует этот вопрос и Муфтият Крыма, который в предыдущие годы был активным участником этих процессов.
         Анализируя ситуацию  можно сказать, что и ныне земельная проблема в Крыму продолжает  традиции  описанного выше периода, когда глава украинского Рескомзема Николай Голубев озвучил то, что сегодня известно каждому крымскому жителю. Еще в 2011 году он сказал: «Сегодня в России осуществляется кампания – скупать все в Крыму. Россияне очень активно работают по скупке корпоративных прав фирм… Покупают фирму подставные лица, имеющие статус граждан Украины, но фактически она становится собственностью нерезидентов… Это и сельхозземли и прибрежная полоса…».            Все сказанное было опробовано на примере Алушты, а Служба безопасности Украины и другие силовые структуры  со стороны наблюдали за «общественно-политической и социально-экономической обстановкой в Автономной республике Крым», приближая   «русскую весну»...


 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога